Будем жить!

Опубликовано в журнале «ИнфоБизнес» 8 июля 2003 года

Интересно, проникнутся ли крупные игроки компьютерного бизнеса призывами развивать бизнес мелкий? Не в смысле плодить вокруг себя фирм-саттелитов с годовым оборотом не больше 20 млн (как вариант – 50-ти) (Формозе их потребуется не менее 500 штук) для легального ухода от налогов, а ненападением на более мелких конкурентов? Меня всегда забавили надписи на Запорожцах и малолитражках Ока – «Не обижай маленького». Малый бизнес – при поддержке президента и премьера – могут вешать на входных дверях нечто похожее, добавляя от себя что-нибудь вроде «Пройдет совсем немного времени, и я буду приносить 54% дохода в госказну», как это происходит в развитых странах.

Если обратиться к опыту западных стран (а больше вроде бы и не к кому), то взаимоотношения акул и мелкой рыбешки в сфере высоких технологий бывали достаточно разными – и это касается как сборки и производства, так и инноваций. Если сразу отвергнуть те сферы, где конкуренция маленьких невозможна в принципе из-за колоссальных капиталовложений (производство микросхем, жестких дисков, ЖК-панелей и ЭЛТ-трубок), то за остальной и немалый кусок пирога еще вполне и вполне можно побороться. Конечно, есть сфера идей и программных разработок, которая при определенной культуре бизнеса способна принести немалые плоды – этим путем поднялась в свое время сингапурская CreativeLabs, а из более недавних примеров – фирма Nvidia с великолепными видеоускорителями семейтсва GeForce (25% рынка на сегодняшний момент). Из отечетсвенных, признаваемых не только у нас на память приходят ABBYY и фирма Скрин (Александр Галицкий), сумевшая заинтересовать своими разработками в области безопасности компьютерных сетей и Sun, и MicroSoft.

Есть свой шанс у небольших и в сфере консалтинга и выполнения заказных проектов. В сборке компьютеров – стоит снова посмотреть западный опыт. Ценовые войны первой половины 90-х годов разорили очень многих мелких производителей компьютерной техники в США, однако ситуация изменилась. Корпорация Интел, всерьез занявшись производством материнских плат и предоставив свои процессора помимио варианта ОЕМ в виде BOX, а также вырастив партнеров под названием IPI (наш номер – 17243), основываясь только на своей стаитстике (а доля Интел в сегменте материнок никак не больше 15%) утверждает, что именно они суммарно и есть лидеры продаж в США, а бранды типа Compaq, Dell, HP занимают второе и так далее места. Почему так происходит? Наверно, здесь можно провести аналогию с мелким бизнесом вообще.

Известно, что для наличия немаленького сегмента, занимаемого малым бизнесом, должны быть максимально упрощены процедуры регистрации, отчетности, получения разрешительных документов на различные виды деятлеьности. В производстве компьютерной техники эта легкость вступления в бизнес обеспечена колоссальным прогрессом, достигнутом в области надежности, массовости, стандартизации необходимых компонентов – и этот факт едва ли будет перечеркнут дальнейшим развитием индустрии. Заметим, что этого нет, например, в производстве телефизоров, не говоря уж о более сложной аппаратуре, а по массовости эти продукты стоят близко один к другому.

Далее. Великолепный Майкл Делл, занявшейся заказной сборкой еще в 1986 году, вырастил свою фирму до первого в США производителя компьютерной техники, сумев сохранить главный принцип своего успеха – прямые продажи. Большая фирма, с неизбежными для ее функицонирования формализацией едва ли сможет приблизиться к каждому конкретному покупателю, и это шанс для сборщиков заказных конфигураций. Если, конечно, государство не выставит высоких барьеров на этом пути в виде дорогой процедуры сертифифкации и проч (текущие необходимые процедуру мне представляются вполне приемлемыми).

Помните ли вы, пожалуй, крупнейшую закупку компьютеров отечественной сборки госструктурами за поселдние лет 5 – тендер госналогслужбы на 41 милллион долларов, выигранный концерном ИВК? Кто, кроме хозяев завода Квант, с его самым современным в России оборудованием и процедурами контроля качества, мог тягаться? Только западные поставщики. Приятная правда состоит в том, что основную массу покупок делают скорее частные лица, берущие компьютеры в дом. Скорость смены поколений компьютерной техники также на руку небольшим фирмам.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНСУЛЬТАЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ

ТЕЛЕФОН +7 (495) 234-3379

Бесплатный телефон для звонков по России 8 (800) 250-3379
Для звонков по Москве 8 (495) 234-3379