Йеху!!!! (Боевой клич американских индейцев)

Опубликовано на сайте Инфобизнес 20 ноября 2010 года

Фирма Yahoo! выходит на российский рынок и открывает свое представительство. Уже сказано много слов о том, насколько это запоздалое решение и о неясных перспективах американского интернет-гиганта на родных просторах. Россия - сложная страна для старта подобного рода бизнесов. Даже поисковый монстр Google по статистике запросов в рунете отстает от Яндекса практически втрое, причем мы входим в тройку(!) стран в мире, где Google удалось занять «всего лишь» второе место, а первое принадлежит местному поисковику. Вместе с нами в этом почетном клубе – Китай с Baidu, и арабский Ayna, расположенный в ОАЭ (но индексирующий, конечно же, весь немаленький сегмент арабского языка в интернете - территориально это практически все страны Ближнего Востока и северная Африка). Еще раз браво, Яндекс!!

Фирма Yahoo!, как водится в этой индустрии, была основана двумя студентами-энтузиастами стэнфордского университета и изначально занималась созданием иерархического каталога ресурсов интернета (одно время известный под именем «Путеводитель Джерри и Дэвида по Всемирной Паутине» - имеются ввиду, конечно же, отцы-основатели фирмы Джерри Янг и Дэвид Фило). Каждый день молодые аспиранты обшаривали интернет, вполне еще обозримый тогда, в поисках информации для своих диссертаций и параллельно заносили найденные ресурсы в свой каталог - Yahoo Directory. Yahoo Directory стал для многих пользователей точкой входа в интернет вообще – вы попробуйте разобраться в хранилище какой-нибудь библиотеки, не имея каталога! Технологии интернет-поиска не были тогда еще так развиты, как нынче; информация в интернете была и остается чрезвычайно плохо структурированной. Это относится к очень большому количеству интернет-сайтов в отдельности, а что уж говорить о системе в целом! Славные были времена – сейчас для выполнения такой работы вручную, чем занимались на первых порах сотрудники Yahoo!, потребовалось бы, наверно, добрая половина населения земного шара, у нас столько компьютеров пока то и нет, лишь «золотой миллиард» человечества чувствует себя более-менее сносно в плане интернет-доступа. (В 1996 году один отечественный компьютерный журнал выпустил симпатичную вкладку формата А2 с заголовком “Потому, что кончается на .RU!”, где уместился полный список сайтов тогдашнего рунета – всего около 4 000 доменных имен; wit.ru, приятно вспомнить, был в их числе). Yahoo! была также пионером в создании интернет-портала и в развитии большого количества интернет-сервисов, которые дополняют поиск и каталог ресурсов.

Время популярности Yahoo! пришлось на десятилетие c середины 90-х по середину 2000-х годов. Тем не менее, и сейчас фирма чувствует себя более чем неплохо. Она прибыльна, охватывает 19% американского рынка поиска (Google – 63%) и поддерживает огромную кучу дополнительных интернет-сервисов – бесплатную почту (практически на равных конкурирующую с Microsoft HotMail), собственный интернет-пейджер, обеспечивает интеграцию с социальными сетями. Война с Microsoft, которая в течение почти двух лет пыталась поглотить Yahoo! для серьезного выхода на рынок интернет-поиска, привела к немалому росту капитализации фирмы. Другим следствием этой попытки поглощения стал переход Yahoo! на поисковый движок Microsoft – Bing, хотя это не более чем информация для прессы. Кто больше вложил в ядро системы поиска Bing, скорее всего, останется тайной. Едва ли редмондцы вот так взяли и создали все с нуля (предшественник Bing – Live – имел совсем небольшую долю рынка). Скорее, Microsoft получил поисковый движок Yahoo! и как-то адаптировал его к своим наработкам (как был куплен в свое время исходный код базы данных Sybase для старта своего собственного MS SQL Server). Сама Yahoo! долгое время использовала по лицензии поисковые технологии Google, старт собственной разработки пришелся на 2004й год.

Причины, по которым такой структурированный и вроде как очень естественный подход к систематизации ресурсов интернета проиграл на рынке прямому поиску (а Yahoo! – корпорации Google), лежат, мне кажется, очень глубоко и вовсе не в сфере информационных технологий. Создатели Yahoo! выступали в роли своего рода ботаников (в хорошем смысле этого слова) – тех исследователей, которые провели в свое время полную классификацию растений, разнеся их по видам, родам, отрядам, царствам. В случае с интернет этот подход не сработал, и, видимо, не мог сработать вообще. И дело тут не только в размере или в скорости роста доступных интернет-ресурсов.

Разделение «структурированный – спонтанно возникший» свойственно огромному количеству вещей и явлений в окружающем нас мире. Это и тоталитарный vs демократический способы правления. В другом масштабе это система управления в корпорациях – с большей или меньшей степенью свободы, предоставляемой отдельным подразделениям и низовым звеньям этой, в общем и целом, пирамиды. Это, также, и сам «одноуровневый» и многосвязный принцип построения сети интернет - в отличие от иерархической системы телефонной связи.

Еще одним интереснейшим примером двух подходов – иерархического и спонтанного - к одной и той же проблеме является романо-германская (континентальная) и англосаксонская системы права. Романо-германская система, произошедшая от римского права, признает основным источником права Закон или свод нормативных актов. Англосаксонская система более ситуативна, она опирается на существующие судебные прецеденты, сумма которых и образует общее право. Если прецедента по разбираемому вопросу нет, его создает судья, и это решение пополняет собой общую «копилку» судебных решений. Мне представляется, что следование именно англосаксонской прецедентной системе права и служит одной из причин неоспоримого американского прогресса в очень многих областях.

Следующий пример уводит нас еще дальше от области ИТ. Одним из удивительных фактов развития живой природы является то, что клетка – основа построения всего живого, которая возникла на самой заре зарождения жизни на Земле, не сильно изменилась за все время эволюции. Важное дополнение – появление клеточного ядра – произошло позже, но тоже достаточно давно по эволюционным меркам. С той поры сам строительный кирпичик живой природы пребывает в статическом состоянии, развитие же пошло по линии многоклеточных организмов со все большим и большим их усложнением и дифференциацией (хотя простейшие одноклеточные и сейчас представляют собой заметную часть биосферы планеты).

Но стоит таким «примитивным» клеткам собраться вместе и они – как маршрутизаторы в сети – становятся способны на задачи, которые каждая в отдельности решить не в состоянии. Каждый магистральный маршрутизатор имеет «смутное» представление о строении всего интернета в целом, способен перестраивать свои внутренние таблицы в зависимости от доступности и пропускной способности тех или иных каналов связи и обмениваться этой информацией со своими соседями. Клетки головного мозга человека уже и после многих десятилетий исследований ставят ученных в тупик следующим фактом. В мозге выделены зоны, отвечающие за те или другие умения человека, и известно, что нарушение этих зон (например, области Вернике, отвечающей за речевую способность человека) приводит и к пропаданию соответствующего умения. Но! Само возбуждение мозга на какой-нибудь внешний раздражитель почти никогда не локализовано в одной какой-нибудь его части! Ощущение такое, будто мозг как распределенная система целиком реагирует на вызовы и нейроны сообща принимают решение, как отреагировать.

Пиринговые сети и технологии GRID (распределенных вычислений) – другие примеры того, как распределенная структура обеспечивает уникальные возможности, недостижимые при следовании строгой иерархической схеме.

Вывод из всех приведенных фактов, наверно, следующий. Мир имеет сугубо неиерархическую природу. Попытки свести его к любой иерархии оставляют за бортом существенное количество фактов и явлений (тут можно сослаться и на работы современных философов – например, книга Умберто Эко «Отсутствующая структура»). Следование же этой неиерархической природе наоборот, приводит к успеху. Поэтому путь ко всем сокровищам интернета, к уникальным кладезям информации, к «золоту URL-ов», как называлась некогда отечественная интернет-премия, к пресловутому «темному интернету» - непроиндексированному пока участку сети, лежит только через прямой поиск – что и доказывает рыночный размер фирмы Google.

Хочется пожелать удачи вновь открытому представительству фирмы, которая очень сильно обогатила интернет своим видением того, как должно быть устроено информационное пространство.

Йеху!!!

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

КОНСУЛЬТАЦИИ У МЕНЕДЖЕРОВ

ТЕЛЕФОН +7 (495) 234-3379

Бесплатный телефон для звонков по России 8 (800) 250-3379
Для звонков по Москве 8 (495) 234-3379